Первого июня молодёжное движение «Хпарт» (арм. «Гордый», «Гордые») провело акцию перед офисом фонда «Открытое общество - Армения», направленную на защиту армянских детей от «совращений». В руках молодых людей, участвующих в акции, были плакаты, призывающие воспитывать детей в традиционных армянских семьях, защищать детей от «извращений», отвергать «преклонение перед иностранщиной», воспитывать армянских детей согласно национальным ценностям. Содержание этих плакатов было в основном обобщено в публикации на их странице в социальной сети Фейсбук: «Наши дети, живя в свободной, независимой стране, должны чувствовать себя защищёнными, и никто не должен пытаться лишить их достойного детства, нарушая и искажая их простое и безупречное детство и систему ценностей. Армянский ребёнок должен расти в традиционной семье, нося в себе национальные ценности. Мы должны защищать их от пропаганды извращений, и всё это должно быть как можно дальше от их поля зрения».
Этой акции протеста предшествовал другой инцидент, когда группа людей, выступающая с позиции защиты национальных ценностей, своими действиями препятствовала презентации брошюры «Моё тело - это личное», направленной на предотвращение сексуальных домогательств в отношении детей. Даже премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян затронул этот вопрос.
Рассматривая тексты представленных призывов и заявления участников и пытаясь понять смысл манипулирования понятиями национальных и традиционных ценностей, можно сказать, что они лишены чёткого содержания и сильно абстрагированы. Непонятно, что имеют в виду участники акции протеста, распространяя понятия «национальный» и «традиционный»: ценности и традиции, сформированные в армянской действительности в 18-19 веках или в начале 20-го века, или сформированные в советское время? Также отметим, что эта демонстрация, проведённая 1 июня, хронологией и риторикой укладывается в контекст других акций протеста, проведённых 31 мая, 3 июня и 11 июня у офиса фондов «Открытое общество - Армения», организованных сторонниками бывших властей.
Примечательно, что лозунги и призывы, использованные во время демонстрации, повторяют риторику остальных митингов: противопоставлять право традиционным ценностям, оценивать защиту прав в семейных отношениях преклонением перед иностранщиной, объявлять развратом и извращением оглашение какой-либо проблемы, касающейся сексуальности, выявление и огласку семейного насилия и сексуальные домогательства в отношении детей в разных социальных обстановках, рассматривать как преклонение перед иностранщиной передачу знаний про это детям и обвинять во всём этом новые власти. Примечательно, что национальные ценности у протестующих в большей степени представляются в форме призывов и заявлений, и сводятся к общим наблюдениям консервативного характера, не имеющим ясности с точки зрения содержания. Эти призывы и заявления озвучиваются как сигналы тревоги и нацелены на формирование негативных настроений в отношении фондов «Открытое общество - Армения» или, как они их называют, фондов «Сороса», что в свою очередь направляется против новых властей, называя их антинациональными и преклоняющимися перед иностранщиной.
То, что демонстранты говорят очень обобщённо и только с позиций крайне консервативных представителей общества, пытаясь представить высказанные мысли от имени всей нации, само по себе является манипуляцией. На самом деле нация — гораздо более широкое явление. Оно имеет этнический и гражданский уровни. Если подойти к этой проблеме с точки зрения этнической нации, то можно сказать, что значительная часть армян, живущая в Армении и в диаспоре, является носителем ценностей, ориентированных на права человека, и для них права человека имеют первостепенное значение. То есть, говорить о крайне консервативных ценностях так, как будто они характерны и присущи всей нации, - очевидный приём манипуляции. Во-первых, это не такие национальные ценности, которые актуальны для всех армян, во-вторых, они не характеризуют также всех армян, живущих в Армении, так как они не представляют ценности всех слоёв общества. Таким образом, то, что называется национальной ценностью, не включает национальное с точки зрения ни этнической, ни государственно-гражданской нации. Они также мало связаны с историко-географическим аспектом нации, так как неясно, носителями каких именно ценностей являются люди, говорящие о традиционных ценностях или об армянских семьях, живущих по традиционным армянским ценностям. Если они имеют в виду традиционные народные ценности, которые представлены в этнографической литературе, то с этой точки зрения внешний вид девушек, протестующих у офиса фондов «Открытого общества - Армения», считался бы ярким примером «разврата» и грубым нарушением женской одежды и общественного поведения, принятого традиционными социальными нормами. Некоторые из девушек носили рваные джинсы, тогда как согласно традиционной системе ценностей женщина не могла бы надеть брюки, тем более — представить на всеобщее обозрение голые части бёдер, видные из-под рваных брюк. Демонстрация обнажённого тела в общественном месте была грехом, равносильным смерти, для женщины, приверженной традициям. Например, в настоящее время во многих обществах, основанных на консервативной системе ценностей, нарушение женщиной нормы традиционной одежды в общественном месте является признаком разврата и преследуется законом.
Митингующие девушки своими плакатами осуждали чужеродные ценности, называли «развратниками» их последователей, говорили о том, что армянский ребёнок должен расти в семье, живущей в соответствии с традиционными ценностями, и считали народным только традиционное. Между тем, с точки зрения традиционных ценностей, они сами могли бы считаться «развратными». Тем не менее, они берут на себя право называть «развратниками» людей, которые проводят образовательно-воспитательные мероприятия для своих детей, целью которых является повышение осведомлённости о формах сексуальных домогательств в отношении детей, и которые содействуют уровню повышения защищённости детей. Истории женщин о сексуальных домогательствах свидетельствуют о том, что часто они подвергались им в детском возрасте. То есть мероприятие, имеющее образовательно-воспитательный характер и направленное на усиление защиты детей, маркируется как «разврат» и «антинациональное» со стороны самозваной группы в том случае, когда они сами не соответствуют стандартам национального и традиционного, заданным ими же самими. Здесь мы вновь имеем дело с проблемой конвенциональности перформативного дискурса, согласно которому говорящий должен обеспечить определённые условности, чтобы речь вызывала доверие и не считалась манипулятивной. С этой точки зрения, протестующие не обеспечивают необходимых условий. Более того, манипулируя целевой частью общества, они пытаются поддержать фронт, сформировавшийся в целях демонизации фонда «Сороса» и как конечную цель настраивают консервативную часть общества против новых властей, параллельно формируя для себя рейтинг патриотичной и преданной своему народу группировки.
Место и время проведения мероприятия также могут считаться важными факторами. Мероприятие было проведено во время судебных процессов против бывших лидеров диктаторской системы, когда активировались такие группировки, которые пытались представить новые власти в антинациональном свете - преклоняющимися перед иностранщиной, покровителями извращений и так далее. То есть, эта группа, представляющаяся под именем национальных ценностей и традиционности, на самом деле действует в дискурсе антиреволюционных сил, поддерживающих бывшие власти. Место действия также совпадает, - офис фондов «Открытоe обществo - Армения», являющeгося мишенью антиреволюционных сил, поддерживающих пережитки прежней авторитарной ситемы.
Обобщение / вывод
Обсуждение представленного случая позволяет выявить довольно распространённый метод манипуляции при помощи традиционного дискурса, в котором ключевую роль играет несколько приёмов:
- Представление части в качестве целого. А более конкретно, представление восприятия ценностей некоторых консервативных групп, проживающих в Армении, в качестве национального, и попытка обобщённого применения ко всей нации;
- Искажённое представление содержания и контекста понятия национальной ценности;
- Навешивание ярлыков «антинациональности» на других с точки зрения придуманных, не существующих в реальной жизни «национальных», «традиционных» мнимых ценностей и применение цензуры в их отношении;
- Представление своей позиции как безупречного национального и взятие на себя право оценивания со своих позиций;
- Нарушение принципа сохранения необходимых соответствий в области ценностей, заявленных ими же;
- Разыгрывание мест ключевых знаков, в реальности воздействующих на ориентировку людей, и эквивалентных знаков, воздействующих на формирование содержания, и попытки навешивания ярлыков «преклонения перед иностранщиной», «антинациональности» и «развращённости».
Автор - Агаси Тадевосян
10-07-2019