ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА КРОВОПРОЛИТИЕ

...

Բաղադրություն

 

      Наблюдая за новостями про войну в регионе карабахского конфликта, многие из сторонних наблюдателей могут подумать, что война идет между Азербайджаном и Арменией. Однако необходимо уточнить, что боевые действия идут между поддерживаемым Арменией непризнанным Арцахом (НКР) и Азербайджаном, который воюет при прямой поддержке и участии Турции. Важно также отметить, что официальные лица всех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, занимающиеся еще с середины 1990-х урегулированием карабахского конфликта, напрямую или косвенно заявляли, что войну начал Азербайджан и что на его стороне воюют переброшенные через Турцию сирийские джихадисты. Вот несколько доказательств в подтверждение сказанного. 30 сентября президент Франции Эммануэль Макрон, в частности, заявил: «Поскольку было уже установлено, что обстрел был произведен со стороны Азербайджана, я потребовал, чтобы эта атака была прекращена… Во всяком случае, в воскресенье было установлено, что удар был нанесен со стороны Азербайджана». 1 октября Э. Макрон заявил: «… сегодня мы располагаем информацией, которая с достоверной уверенностью указывает, что боевики джихадистских группировок покинули театр военных действий в Сирии, чтобы присоединиться к вооруженным действиям в Карабахе». О том, что в зону боевых действий переброшены джихадисты, говорила также российская сторона. В частности, МИД России 30 сентября выступил с комментарием, где отмечается, что «По поступающим сведениям, в зону нагорно-карабахского конфликта осуществляется переброска боевиков незаконных вооруженных формирований, в частности из СирииЛивии, в целях непосредственного участия в боевых действиях…». А 15 октября госсекретарь США М. Помпео в  интервью телеканалу WSB выразил надежду, что армяне в Нагорном Карабахе «сумеют защититься от того, что делает Азербайджан». Государства-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США) также однозначно осудили деструктивную позицию Турции, способствующую обострению конфликта (см. например: здесь, здесь и здесь )  

      Ведущие иностранные СМИ (к примеру, Reuters, The Guardian, The Times, France 24),  правозащитные и занимающиеся журналистскими расследованиями организации (например, Conflict Intelligence Team)  приводили ряд свидетельств, подтверждающих сведения об участии на стороне Азербайджана сирийских джихадистов. Во многих демократических странах, пока что, в основном, на уровне органов местного самоуправления (см. например, здесь, здесь и здесь) или отдельных представителей законодательных собраний, (см. например, здесь и здесь) осуждались действия азербайджано-турецкого тандема и говорилось о необходимости признания Арцаха (НКР), а выступившие в Европарламенте депутаты просто устроили разнос Баку и Анкаре.

       По сути, то, что происходит – это даже не военный конфликт, как, например, нельзя назвать военным конфликтом силовое противостояние между ИГИЛ (или Аль Каидой) и западными странами.  Военные действия в Карабахе только формально можно охарактеризовать как военный конфликт, поскольку агрессором являются страны ООН — Азербайджан и Турция. 

      Однако, несмотря на это, и сегодня находятся определенные международные структуры и государства, отдельные эксперты и журналисты, не отказывающиеся от “паритетного” принципа в своих заявлениях, а иногда даже посылающие одобрительные месседжи в сторону Анкары и Баку. Конечно, иногда в основе такого поведения некоторых субъектов лежит банальное обслуживание интересов азербайджано-турецкого тандема.

      Но причины могут быть чисто политического или геополитического характера. Пытаясь разобраться, мы нашли несколько таких возможных причин:

       Многие рассматривают данную войну в геополитическом плане и предполагают, что война лишь косвенно имеет отношение к Арцаху (НКР). Возможно, они уверены в том, что происходящее – это борьба Турции и России за усиление собственных позиций в регионе. Исходя из этого, многие из обеспокоенных усилением в регионе влияния России, вероятно, не хотят портить отношения с Азербайджаном и Турцией и даже могут быть заинтересованы в успехе азербайджано-турецкого тандема. Несмотря на то, что у Турции, мягко говоря, натянутые отношения со многими западными странами, она продолжает оставаться членом НАТО и для многих либералов или западников, рассматривающих данную войну с геополитических позиций, возможно, психологически трудно осуждать одну из стран НАТО и поддерживать Армению — стратегического союзника России и члена ОДКБ.

        Азербайджан – нефтяная страна и поставляет горючее в Европу, некоторые попросту не хотят портить с ним отношения, тем более что Западу нужна альтернатива российскому топливу.

        Не исключено также, что некоторые считают, что при прямом осуждении действий Азербайджана и Турции эти страны закроются для мира и в их лице международное сообщество получит загнанных в угол субъектов, готовых на деструктивные действия в глобальном масштабе.

        И наконец, представители некоторых стран, где вопросы сепаратизма или ирредентизма угрожают целостности их границ, могут решить, что прямое осуждение Турции и Азербайджана означает поддержку принципа права народов на самоопределение в ущерб принципу территориальной целостности и прийти к заключению, что осуждение им не выгодно.

     Однако ни одна из приведенных причин, вне зависимости от уровня обоснованности аргументов, лежащих в их основе, не может оправдать нейтралитет или, того хуже, поддержку действий Анкары и Баку, и вот почему:

     Во-первых, в силу того, что на стороне Азербайджана, как написано выше, воюют джихадисты, поддержка Баку и Анкары или нейтралитет по отношению к ним означает поддержку исламского терроризма (о чем говорилось в одной из наших предыдущих статей).

      Во-вторых, Азербайджан грубо нарушает принцип неприменения силы при решении конфликтов. Баку в открытую игнорирует призывы ряда стран и организаций не применять силу. Тем самым, поддерживать Баку и Анкару или сохранять нейтралитет по отношению к их действиям означает поддерживать применение силы для разрешения конфликтов, что является грубым нарушением международного права и может привести к разрушительным последствиям, вплоть до третьей мировой войны.

     Знакомым с карабахской проблематикой известно, что в основу переговорного процесса на самом высоком уровне было положено, что карабахский вопрос должен быть решен на основе трех принципов международного права — права народов на самоопределение, территориальной целостности и неприменения силы. И даже если кто-то попытается игнорировать многочисленные свидетельства о том, что эту войну начал Азербайджан при поддержке и участии Турции, что Баку атакует гражданские объекты, грубо нарушает международное гуманитарное право и что на его стороне воюют джихадисты, то никто не сможет отрицать, что официальный Баку прямо и публично отказывается от одного из основополагающих принципов международного права — принципа неприменения силы, а также открыто нарушает договоренность о прекращении огня, что делает ответственными за кровопролитие исключительно Баку и Анкару.

     Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно говорил, что цель Баку — “освобождение оккупированных территорий”, утверждал, что не согласен с тем, что у карабахского конфликта нет военного решения, а недавно сказал, что Баку сейчас занимается именно этим — решает вопрос военным путем. Кроме того, Баку заявлял и продолжает заявлять, что для него в контексте карабахского конфликта категорически неприемлем и другой принцип — право народов на самоопределение. 4 октября сего года, в интервью телеканалу Аль-Арабия, И. Алиев заявил: «Я много слышал о том, что у конфликта нет военного решения. Во-первых, я с этим не согласен». А 15 октября, в интервью турецкому каналу NTV, И. Алиев сообщил, что считает военный путь самым приемлемым способом решения нагорно-карабахской проблемы.

     Его обращение к своему народу 20 октября лишний раз доказывает, что именно Азербайджан является стороной, нарушившей соглашение от 10 октября. Алиев, в частности, заявил: “Армения, пока не поздно, должна заявить, что выводит свои войска с оккупированных территорий, после этого военные действия могут остановиться”. Т.е. Баку, сказав, что военные действия могут быть остановлены, если Ереван выступит с определенным заявлением, вольно или невольно признался, что это именно Азербайджан нарушает соглашение о прекращении огня.

     Армения же всегда заявляла и заявляет о своей приверженности трем вышеприведенным принципам и существующему переговорному формату. Более того, премьер-министр Армении Никол Пашинян неоднократно говорил, что решение вопроса должно быть приемлемым, в том числе для народа Азербайджана. И за время боевых действий Армения неоднократно подтверждала, что готова к переговорам, между тем как Турция и Азербайджан говорили о том, что для них неприемлемы призывы прекратить войну, звучащие со стороны разных организаций, стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

      Итак, как видно из вышеприведенного, Азербайджан и Турция открыто игнорируют призывы Минской группы ОБСЕ и грубо нарушают основополагающие принципы международного права. Это они открыто не признали принцип неприменения силы в деле разрешения конфликтов, это они нарушили договоренность о прекращении огня, и тем самым только они в ответе за кровопролитие, за новые жертвы. Никакие геополитические интересы не могут оправдать нейтральное, а тем более положительное отношение к ним, поскольку это: 1) легитимация грубого нарушения международного права; 2) поддержка терроризма; 3) поддержка кровопролития; 4) дестабилизация в регионе; 5) способствование возникновению войны мирового масштаба.

     Баку и Анкару необходимо остановить и для этого необходимо приложить все усилия, в том числе в виде решительных и быстрых нестандартных мер.

 

Эдгар Варданян

22-10-2020