Договоренность о прекращении огня, достигнутая в Москве 10 октября, фактически не действует. Она соблюдалась всего пять минут. Как и ожидалось, президент Азербайджана И. Алиев возложил вину за нарушение договоренности на армянскую сторону. Однако все, хоть немного знакомые с темой, понимают, что у армян нет мотивации для нарушения договоренности. Для защищающейся стороны, коей является Нагорный Карабах, перемирие – возможность достижения мира. У НКР одна цель – обеспечение собственной безопасности и достижение признания. Цель Азербайджана – установление военным путем контроля над территориями НКР. Баку не раз заявлял, что карабахский конфликт можно решить военным путем, и он его сейчас решает именно таким образом.
И. Алиев, в обращении к своему народу, накануне вышеупомянутой договоренности о прекращении огня, заявил, что причина переговоров, начинающихся в Москве – успешные боевые действия азербайджанской армии, которые заставили армянское правительство умолять президента России В. Путина срочно остановить войну и начать процесс переговоров. Но если это так, то зачем же армянской стороне нарушать договоренность? Где тут логика?
По убеждению многих экспертов именно премьер-министр Турции Эрдоган, ради своих геополитических амбиций, подталкивает азербайджанское правительство на войну с Нагорным Карабахом. Однако нужно констатировать, что официально войну против Нагорного Карабаха ведет азербайджанское государство и необходимо выяснить, в чем же его выгода в продолжение войны.
Дело в том, что в течение всей войны и, особенно, в день московских переговоров, Алиев хвастался перед своим народом о значительных территориальных приобретениях. Вечером 9 октября он заявил о захвате города Гадрут и еще восьми сел, что, как и в случае предыдущих аналогичных заявлений, в основном оказалось дезинформацией. Однако президент Алиев не перестает хвастаться. Но стоит спросить – зачем ему это?
Если в начале войны нарратив про «освобожденные территории» требовался властям Азербайджана для оправдания развязанной ими войны перед собственным народом, то сейчас, скорее всего, преследуется другая цель. В течение этой войны, согласно сообщениям армянских сторон, азербайджанская армия потеряла и продолжает терять огромное количество военных. Заметим, что данные о собственных военных потерях в азербайджанских СМИ появились лишь один раз, в первый день войны. С 28 сентября по сегодняшний день никакой информации о жертвах среди своих военных азербайджанскими властями не предъявляется. На десятый день войны (06.10.2020г.) в интервью российскому Первому каналу президент Азербайджана И. Алиев объяснил, почему азербайджанская сторона не сообщает о своих военных потерях. “Военные потери. На сегодняшний день информация, связанная с этим, является конфиденциальной. Об этом будет проинформирована азербайджанская общественность после окончания активной фазы боевых действия” - заявил И. Алиев.
Прекращение огня, согласно трехстороннему соглашению, по сути, означало бы конец активной фазы боевых действий. Это, в свою очередь, подразумевает оглашение количества военных потерь, тем более, что цель соглашения гуманитарная - вынос из зоны боевых действии тел погибших, а также обмен военнопленными. Какие объяснения может предоставить своему народу президент Алиев, когда он не только не смог одержать быструю победу, как обещал, но и не смог завоевать никаких значимых территорий, а взамен потерял тысячи солдат, не говоря об огромных потерях техники?
Дело в том, что азербайджанский народ втянули в захватническую войну и, следовательно, только серьезные территориальные завоевания могут хоть частично утешить азербайджанских родителей, потерявших своих сыновей.
Таким образом нарушение режима прекращения огня выгодно Баку, который желает достичь более или менее существенных территориальных завоеваний, так как иначе потеряет легитимность у азербайджанского народа со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, заявления о том, что азербайджанская сторона не публикует информацию о своих жертвах среди военных, так как продолжается активная фаза военных действий, нелогичны и откровенно манипулятивны. По сути, Баку идет ва-банк и его пока не волнует количество жертв, но цена их обнародования для него слишком высока.
Никол Маргарян
17.10.2020